Ночью обзорность среды движения ухудшается, и это является причиной увеличения риска ДТП по сравнению со светлым временем суток. Чтобы повысить безопасность, следует позаботиться о том, чтобы система освещения была исправной и отрегулированной. Прежде всего, необходимо в соответствии с инструкцией по эксплуатации автомобиля обеспечить правильное направление световых пучков фар. Оно зависит от величины статического прогиба подвески, который в процессе эксплуатации автомобиля изменяется. Поэтому регулировку фар необходимо проверять каждые 30 тыс. км пробега, но не реже чем один раз в год. Когда корректор положения фар отсутствует, регулировку фар необходимо проводить при наиболее типичной загрузке автомобиля. При его наличии не забывать им пользовался.
Чтобы обеспечить хорошую освещенность дороги, требования к техническому состоянию автомобиля устанавливают минимальные уровни силы света в режимах «ближний свет» и «дальний свет». В процессе эксплуатации автомобиля сила света убывает из-за того, что прозрачность колбы лампочки снижается. Интенсивность свечения падает медленно и вы этого не замечаете. Причина указанного явления — высокая температура нити накаливания. В результате происходит испарение металла с ее поверхности, частички которого оседают на стенках колбы. Величина интенсивности свечения контролируется прибором, с помощью которого определяется соответствие системы освещения техническим требованиям при инструментальном контроле. Поэтому следует менять лампочки не тогда, когда они перегорят, а через каждые 15—25 тыс. км пробега. Другой причиной снижения силы света является загрязнение стекол фар. В дождливую погоду следует приготовиться к тому, чтобы регулярно протирать фары. Хорошо, когда автомобиль оборудован очистителем фар, что избавляет от ненужных хлопот. Треснувшее стекло фары перестает защищать ее от попадания внутрь влаги и грязи. Это приводит к порче рефлектора и снижению силы света. Чтобы уменьшить вероятность ослепления светом фар встречного автомобиля, следует перед ночной поездкой помыть ветровое стекло с обеих сторон. Масляные разводы и легкий налет грязи, невидимые днем, в свете фар встречных машин ночью превращаются в слепящие «туманности», ухудшающие видимость.
Система освещения позволяет не только видеть дорогу, но, что не менее важно, делает автомобиль более видимым для других, В Скандинавских странах, а с 1999 г. и в Латвии, водитель, прежде чем начать движение, должен включить фары. Последние изменения в наших Правилах дорожного движения предусматривают включение днем ближнего света при движении по загородным дорогам. Горящие фары являются сигналом движения автомобиля точно так же, как загоревшийся стоп-сигнал свидетельствует о торможении. Горящие фары очень помогают, например, безопасно выполнить обгон с хода при движении днем по загородному шоссе. В этой ситуации очень важно знать, что виднеющийся вдали автомобиль стоит, движется в попутном направлении или едет навстречу. Горящие фары позволяют задолго до обгона выяснить это, так как даже в солнечный день горящие фары хорошо видны, необходимость зажечь фары с началом движения решают еще одну проблему. Требование включить фары в темное время суток, в условиях недостаточной видимости слишком неопределенное. И так как значительное число водителей не придерживается хорошего правила, гласящего, что лучше включить фары на час раньше, чем на минуту позже, то в переходный период между днем и ночью мы встретим множество автомобилей, которые едут без света или с включенными габаритными огнями. В сумерках такие автомобили становятся видными только на близком расстоянии. Не менее важно приучить себя при остановке в темное время суток сразу же выключат фары и включат габаритные огни. В этом случае водитель приближающегося автомобиля будет знать, что ваш автомобиль стоит. 
Ну а если он едет навстречу, то ему не потребуется включать ближний свет и снижать скорость.
В холодное время года происходит запотевание и обмерзание стекол автомобиля. В светлое время суток это ограничивает обзорность, а в темное время слой влаги, сконденсировавшийся на ветровом стекле, в свете фар встречных машин превращается в сплошную слепящую туманность. В связи с этим необходимо так распределять поток теплого воздуха, чтобы ветровое стекло хорошо очищалось от влаги. Если тепла на очистку стекла и прогрев салона одновременно недостаточно, то в этом случае следует одеться потеплее, а весь воздух направить на обогрев стекла. Наличие в системе отопления и вентиляции рецирку¬ляции вредно и для физического состояния находящихся в автомобиле людей. Причина этого кроется в том, что помимо углекислого газа человек выделяет при дыхании еще несколько десятков веществ, являющихся ядами, которые называются антропотоксинами. Проведенные эксперименты в замкнутой камере с регулируемым микроклиматом показали, что через два с половиной часа умственная работоспособность заметно снижается. Об этом следует помнить и использовать рециркуляцию только в короткий период прогрева двигателя. Будет хорошо, если вы не станете пользоваться ею совсем.

<<О.В. Майборода "Уроки вождения">>