Подведем первые итоги. Вы находитесь за рулем в удобной позе. Чистые ветровые и боковые стекла обеспечивают обзор в направлении движения. Зеркала позволяют контролировать ситуацию сзади автомобиля. Системы освещения, очистки стекол и фар, очистки от обмерзания и запотевания ветрового, боковых и заднего стекол находятся в состоянии готовности и в любой момент могут быть приведены в действие, чтобы обеспечить необходимую обзорность. Система вентиляции и отопления обеспечивает комфортные условия пребывания в салоне автомобиля. Пора ехать. Не забудем пристегнуться ремнем безопасности. Но прежде, чем начать освоение приема трогания автомобиля с места, следует затратить время на изучение техники руления, описанной во втором уроке. Для этого можно воспользоваться тренажером, либо поднять управляемые колеса автомобиля, превратив его в тренажер.
Изучение техники руления на неподвижном автомобиле позволит спокойно разобраться в том, какая рука является контролирующей и должна оставаться на руле, а какой рукой его необходимо перехватывать.
Второй важный момент - научиться определять прохождение рулевого колеса через нейтральное положение, соответствующее прямолинейному движению, меняя при этом контролирующую руку. Для этого начинать и заканчивать упражнение необходимо при нейтральном положении управляемых колес. Переходить к изучению приемов регулирования скорости автомобиля следует после того, как будет достигнут определенный автоматизм при выполнении операций с рулевым колесом на неподвижном автомобиле. Когда автомобиль поедет, умение вращать руль, не перехватывая его, будет полезным по следующей причине. Когда обучаемый не знает, куда «смотрят» управляемые колеса, автомобиль едет зигзагами, потому что в момент возвращения автомобиля на заданную траекторию управляемые колеса «смотрят в сторону», но водитель узнает об этом с запозданием, когда автомобиль начнет отклоняться в сторону их поворота. Описанная во втором уроке техника руления позволяет всегда знать куда направлены управляемые колеса. Поэтому, по мере приближения к заданной траектории, можно уменьшить угол поворота руля и всегда поставить колеса прямо, как только автомобиль вернется на заданную траекторию.
Обучение приемам регулирования скорости автомобиля удобно осуществлять на замкнутом участке дороги, который позволяет двигаться с углами поворота руля, не превышающими 120—150 градусов. В этом случае можно сосредоточиться на операциях с педалями и рычагом КП, получая в то же время практику руления при 
постоянном контакте рук с рулем. Примером такого участка может быть дорожка стадиона.
Плавно тронуть автомобиль с места — первая серьезная проблема для начинающего водителя. На него давит страх заглушить двигатель. Чтобы избежать этого, он повышает обороты и медленно отпускает педаль сцепления. Это вызывает длительное его буксование. При быстром отпускании педали сцепления происходит «скачок» автомобиля. Если водительпугается, он отпускает педаль скорости.
После этого автомобиль совершает несколько «скачков» и двигатель глохнет.
Чтобы ускорить процесс освоения навыка действий с педалями скорости и сцепления, его следует разбить на несколько более простых составляющих. Прежде всего, необходимо потренироваться в регулировании оборотов двигателя на холостом ходу и научиться делать «перегазовку» — быстро нажимая и отпуская педаль скорости, чтобы (как говорят инструкторы) нога не «прилипала» к пе¬дали. Когда эта операция будет освоена, можно перейти к обучению действиям при трогании автомобиля с места. Чтобы не бояться заглушить двигатель, необходимо освоить простой прием быстрое нажатие на педаль сцепления в случае падения оборотов двигателя. Для этого необходимо выполнить следующее упражнение. При работающем на холостом ходу двигателе выжать педаль сцепления, включить первую передачу, повысить немного обороты двигателя и начать плавно отпускать педаль сцепления. При этом необходимо слушать как изменяются обороты. Как только Вы почувствуете, что обороты начинают снижаться, необходимо быстро выжать педаль сцепления и сделать «перегазовку». При этом автомобиль начнет двигаться. Необходимо совершить 50—100 троганий подряд, быстро нажимая на педаль сцепления, как только обороты становятся меньше, а автомобиль начинает двигаться. Сначала следует останавливать автомобиль. Затем, сделав первый «толчок», не останавливаться, а продолжать разгонать автомобиль короткими толчками, отпуская и нажимая педаль сцепления. Большое число повторений в течение короткого времени позволяет быстро сформировать навык уверенного трогания автомобиля с места при низких оборотах двигателя, так как практически всегда можно избежать его глушения, быстро нажав на педаль сцепления и сделав перегазовку.
Теперь можно сделать следующий шаг. Необходимо в момент снижения оборотов и начала движения автомобиля задержать педаль сцепления в этом положении и немного нажать на педаль скорости. И как только автомобиль начнет разгоняться, отпустить полностью педаль сцепления. Это упражнение нужно выполнить столько раз, сколько необходимо для уверенного трогания автомобиля с места.
После этого можно перейти к разгону и замедлению с пере-ключением передач. Чтобы освоить в дальнейшем оптимальные алгоритмы разгона (экономичный и скоростной) необходимо приучить себя не бояться нажать на педаль скорости «до пола», переходить на высшие передачи при определенных оборотах двигателя (скорости автомобиля), разгоняться до заданной скорости и стабилизировать ее после разгона. Без использования информации, которую несут пилотажные (спидометр, тахометр) приборы, невозможно точно выполнить оптимальный алгоритм разгона. Поэтому необходимо учиться смотреть на приборы. Освоение приемов управления при разгоне и снижении скорости торможением двигателем удобнее в процессе многократного повторения цикла: «разгон— стабилизация скорости — торможение двигателем — остановка». Большое число повторений за короткий промежуток времени способствует быстрому формированию навыка.

Еще труднее научиться троганию с места на подъеме. Помочь освоению этого действия может его разделение на более простые элементы. Прежде всего, необходимо научиться регулировать скорость при движения автомобиля на уклоне. Для этого необходимо выполнить следующее упражнение. Двигаясь на первой передаче, необходимо на небольшой скорости подъехать к эстакаде. При въезде на нее придется нажать на педаль скорости, что приведет к движению на подъеме с ускорением. Чтобы снизить скорость автомобиля необходимо нажать на педаль сцепления и отпустить педаль скорости. Когда скорость уменьшится, не полностью отпустить педаль сцепления и, нажав на педаль скорости, увеличить обороты двигателя. Скорость увеличится, после чего опять придется нажать на педаль сцепления и т.д. Таким образом, «играя» педалями сцепления и скорости, можно научиться поддерживать маленькую скорость при въезде на эстакаду. Следующий шаг заключается в том, чтобы, нажимая на педаль сцепления научиться замедлять движение автомобиля на уклоне до остановки с последующим продолжением движения. Это позволяет отработать действия педалями сцепления и скорости при трогании на подъеме. После этого остается научиться согласовывать действия педалями с отпусканием рычага стояночного тормоза. Чтобы облегчить задачу на начальном этапе, необходимо уменьшить наклон автомобиля в момент трогания. Для этого необходимо установить автомобиль так, чтобы передние колеса находились на уклоне, а задние на горизонтальной поверхности. Чем ниже будут расположены передние колеса, тем меньше будет наклон автомобиля. Изменяя положение автомобиля относительно наклонной поверхности можно постепенно усложнять задачу до тех пор, пока автомобиль не встанет всеми четырьмя колесами на уклон.


<<О.В. Майборода "Уроки вождения">>