Чтобы предотвратить возможную опасность, ее следует вовремя увидеть. Конструкция современного автомобиля обеспечивает необходимую обзорность водителя. Наша задача не ухудшить ее в процессе эксплуатации автомобиля. Тем не менее, это происходит. Например, обзорность в направлении движения и с боков автомобиля ограничивают стойки, на которые опирается крыша кузова. Их ширина определяет величину слепой зоны, как это показано на рисунке. В связи с этим следует заметить, что получившие распространение плексигласовые накладки на двери, которые предназначены для предотвращения сквозняков при вентиляции салона путем опускания боковых стекол передних дверей, значительно увеличивают величину слепой зоны, особенно с левой стороны. Поэтому стоит серьезно подумать, прежде чем их поставить. А если уж они поставлены, то необходимо помнить об ухудшении обзорности и, поворачивая налево, найти способ (наклоняясь вперед, например), чтобы «заглянуть» в слепое пространство. Еще один способ ухудшить обзорность — затемнить стекла и установить шторки, когда нет необходимости в их применении. Назначение перечисленных устройств — защита водителя и пассажиров от солнечной радиации. Под палящим солнцем знойного юга это очень полезно. В этом случае тонированные стекла и шторки выступают в роли своеобразных коллективных солнцезащитных очков и шляпы.


Обзорность вперед и через внутреннее зеркало заднего вида.

В пасмурную погоду солнцезащитные очки снимают, чего нельзя сделать с тонированными стеклами. Шторки тоже можно убрать. Однако находится немало водителей, которые устанавливают их «навечно» Если величина светопропускания стекла снижена незначительно, то ухудшения обзорности, когда солнце скроется за тучами, не произойдет. Однако сегодня стало модным чрезмерное тонирование стекол. Снаружи такой автомобиль смотрится эффектно но тот, кто находится в нем, надо думать, заинтересован не столько во внешних эффектах, сколько в надежном перемещении. А так как чрезмерное тонирование ухудшает обзорность с места водителя, то надежность управления таким автомобилем соответственно снизится.
Больше всего даже слабо тонированные стекла и шторки на заднем стекле мешают водителю следующего сзади автомобиля. При «нормальных» стеклах он видит сквозь них, что происходит перед его лидером, поэтому может прогнозировать действия лидера и с упреждением изменять скорость и траекторию своего автомобиля. В том случае, когда лидером движения является «броневик», водитель следующего за ним автомобиля может реагировать только на загоревшийся стоп-сигнал. Поэтому вероятность догнать такой «броневичок» выше, чем автомобиль, оборудованный нормальными стеклами.
Под дождем стеклоочистители очищают только часть ветрового стекла. Когда дорога чистая, это не очень ощущается. Но, к большому сожалению, наши дороги покрыты слоем грязи. Поэтому на стекле прочищается своеобразная амбразура, что существенно увеличивает слепую зону. Уменьшить ее невозможно, но учесть это обстоятельство в состоянии каждый водитель. В этих условиях очень важно не жалеть воды для омывания ветрового стекла при работе щеток. В противном случае стекло быстро покроется царапинами и каждый встреченный ночью автомобиль будет слепить вас. Возможность видеть зависит не только от величины очищаемых зон, но и от качества очистки. Поэтому не следует забывать о своевременной замене щеток.
Для надежного управления автомобилем необходимо видеть, что происходит не только впереди, но и позади автомобиля. Для этого автомобиль оснащается зеркалами заднего вида, которые могут иметь плоскую или выпуклую поверхность. Первые позволяют точно оценить расстояние до наблюдаемого автомобиля и скорость его перемещения относительно вашего. Но при этом они обеспечивают меньшее поле обзора. Сферические зеркала позволяют практически исключить слепые зоны, но за это приходится заплатить невозможностью точно определять расстояние до идущего сзади автомобиля и относительную скорость его перемещения. Для надежного маневрирования в транспортном потоке лучше видеть по частям, но реальную картину едущего сзади автомобиля, чем все сразу, но в искаженном виде. Сторонники зеркал второго типа утверждают, что к изменению масштаба наблюдаемого пространства можно привыкнуть. Но это самообман, о котором говорят результаты экспериментов. Причина заключается в том, что для привыкания необходимо значительное время. А здесь его нет. Пространство через ветровое стекло водитель видит в естественном масштабе, а переводя взгляд на зеркало в уменьшенном. Поэтому все сказанное ниже относится к плоским зеркалам. Правда, есть способ примирить сторонников обоих типов зеркал — установить на автомобиль и то, и другое вместе. Такой подход реализован на большегрузных автопоездах. Существуют в дополнение к плоским, сферические зеркала для легковых автомобилей.


Обзорность через наружные зеркала заднего вида.


Настроим зеркала. Их настройку необходимо производить под оптимальную позу водителя. В легковом автомобиле три зеркала. Внутреннее зеркало следует установить в такое положение, при котором будет виден проем заднего стекла и линия горизонта, с его помощью удобно наблюдать за автомобилями, которые находятся достаточно далеко, определять, какие из них и как скоро могут догнать вас. Наружные зеркала позволяют наблюдать за автомобилями, находящимися в непосредственной близости, и определять возможность выполнения безопасного перестроения при обгоне, смене полосы движения, Их необходимо установить в такое положение, при котором будет видна линия горизонта и в обоих зеркалах «выглядывал бы» соответствующий бок автомобиля. Зоны обзора и слепые зоны наружных зеркал показаны на рисунке. Чтобы избежать опасности столкновения с автомобилями, попадающими в слепую зону, следует придерживаться следующих правил. Прежде всего, необходимо периодически смотреть в зеркала и определять автомобили, которые вас догоняют. Когда обстановка позади автомобиля наблюдается с определенной периодичностью, исчезновение из поля зрения догоняющего автомобиля говорит о том, что он с большой вероятностью находится в слепой зоне. В этом случае появляется возможность планировать свои действия таким образом, чтобы выполнять перестроения либо тогда, когда догоняющий автомобиль еще далеко, либо когда он уже обогнал вас. Тем не менее всегда есть вероятность ошибки в оценке ситуации через зеркала, поскольку время, в течение которого можно смотреть в них, ограничено. Поэтому следует придерживаться совета, записанного в американских Правилах дорожного движения: «Поверните голову прежде, чем повернете руль». Это означает, что, собираясь перестроиться, необходимо бросить взгляд через плечо, чтобы проверить слепую зону с той стороны, куда вы хотите повернуть. И последнее: не перестраивайтесь резко. В этом случае остается возможность среагировать на сигнал, который подаст водитель обгоняющего автомобиля, если вы его все же не заметили.
Два последних правила особенно полезны в дождь и снегопад, когда видимость через зеркала сильно ухудшается.


<<О.В. Майборода "Уроки вождения">>